Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Минфином России планируется усовершенствовать деятельность потребительских кооперативов, ломбардов и микрофинансовых организаций

Поправками предлагается, в том числе:

определить сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив как институт финансовой взаимопомощи своих членов и ассоциированных членов;

установить запрет на использование юридическими лицами, за исключением кредитного кооператива, в своем наименовании словосочетание "сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив" и/или сочетание букв "СКПК";

ограничить предоставление потребительским кооперативом, за исключением кредитного кооператива, займов в денежной форме и/или привлечение займов в денежной форме - не более пятидесяти раз в течение года;

расширить функции ломбардов, предоставив им возможность сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества, осуществления деятельности банковского платежного агента;

закрепить процедуру ведения государственного реестра ломбардов, порядок приобретения статуса ломбарда, основания для отказа внесения сведений о юрлице в госреестр ломбардов и исключения сведений;

скорректировать определение кредитного потребительского кооператива как основанного на членстве добровольного объединения физических лиц и/или юрлиц по принципу общности в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков);

установить, что кредитный кооператив, число членов которого превышает три тысячи физических и/или юридических лиц, обязан размещать на сайте в сети Интернет, определенном уставом кооператива, информацию и документы, перечень, порядок и сроки раскрытия которых установлены нормативным актом Банка России;

предусмотреть, что микрофинансовая компания обязана иметь официальный сайт в сети Интернет, адрес которого включает доменное имя, зарегистрированное в российской доменной зоне, права на которое принадлежат этой микрофинансовой компании.

Запланирован отложенный срок вступления в силу Закона - по истечении ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования.

Проект

 

Вносится Правительством

Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации»

 

...

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 19 июля 2007 года № 196-ФЗ
‎«О ломбардах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31,
‎ст. 3992; № 45, ст. 5426; 2013, № 51, ст. 6683, ст. 6695, 2015, № 29, ст. 4357) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное
‎в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены
‎в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, основным видом деятельности которого является предоставление краткосрочных займов гражданам под залог движимых вещей и хранение вещей.»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Ломбард не вправе привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся участниками (акционерами) ломбарда.»;

в) в части 3 слова «ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени» исключить;

г)часть 4 после слов «краткосрочных займов гражданам» дополнить словами «под залог движимых вещей», после слов «хранения вещей» дополнить словами «, сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества, осуществления деятельности банковского платежного агента»;

д) в части 8 слова «документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда» заменить словами «отчетность и иную информацию, предусмотренную федеральными законами и нормативными актами Банка России.»;

2) в названии статьи 22 слова «учредителям (участникам)» заменить словами «участникам (акционерам)»;

3) в статье 23:

а) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Регулирование деятельности и надзор за деятельностью ломбардов, за исключением деятельности по хранению вещей, сдачи
‎в аренду (субаренду) недвижимого имущества, деятельности банковского платежного агента, осуществляется Банком России.»;

б) в части 3:

в пункте 2 слова «на основе сведений, полученных
‎от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц» заменить словами «в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России»;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) запрашивает и получает от ломбардов необходимые документы
‎и информацию, в том числе доступ к которым ограничен в соответствии
‎с федеральными законами;»;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) осуществляет в установленном им порядке надзор
‎за соблюдением ломбардами требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России за исключением требований к деятельности по хранению вещей, сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества, деятельности банковского платежного агента;»;

в) в части 4:

пункт 3 признать утратившим силу;

в пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) проводит проверки соответствия деятельности ломбарда требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов и нормативных актов Банка России за исключением требований к деятельности по хранению вещей, сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества, деятельности банковского платежного агента, в порядке установленном Банком России;»;

в пункте 5 слова «, а также запрашивает документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России» исключить;

пункт 6 признать утратившим силу;

4) дополнить статьями 25 – 28 следующего содержания:

«Статья 25. Ведение государственного реестра ломбардов

1. Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов, отказ во внесении сведений о юридическом лице в указанный реестр и исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра ломбардов осуществляются Банком России в соответствии
‎с настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России.

2. Банк России устанавливает порядок ведения государственного реестра ломбардов.

3. Сведения, содержащиеся в государственном реестре ломбардов, являются открытыми и общедоступными.

Статья 26. Приобретение статуса ломбарда

1. Юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

2. Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для ломбардов, со дня приобретения им статуса ломбарда.

3. Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов осуществляется после его государственной регистрации
‎в качестве юридического лица.

4. За внесение сведений в государственный реестр ломбардов взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. Банк России принимает решение о внесении сведений
‎о юридическом лице в государственный реестр ломбардов либо об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов в течение тридцати рабочих дней со дня получения от юридического лица (далее - заявитель) следующих документов и сведений:

1) заявления о внесении сведений о юридическом лице
‎в государственный реестр ломбардов по форме, установленной нормативным актом Банка России;

2) копии учредительных документов юридического лица;

3) копии решения о создании юридического лица;

4) копии решения об избрании (о назначении) органов управления юридического лица, действующих на день представления документов
‎в Банк России;

5) сведений об участниках (акционерах) юридического лица по форме, установленной нормативным актом Банка России;

6) сведений об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

7) оригинала справки о наличии (отсутствии) судимости у членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа юридического лица, а также лиц, имеющих право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) юридического лица, распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал юридического лица, которая выдана уполномоченным органом государственной власти, и дата выдачи которой не превышает три месяца до даты ее представления;

8) выписки из реестра юридических лиц, ведение которого осуществляется соответствующей страной происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающего правовой статус участника (акционера) – иностранного юридического лица (для юридических лиц с иностранными участниками (акционерами);

9) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины
‎за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов;

10) копии правил внутреннего контроля, разработанных юридическим лицом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – правила внутреннего контроля по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма);

11) копии документа о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма.

6. Банк России при рассмотрении заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов вправе запросить в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, сведения о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица.

7. Банк России вносит запись о юридическом лице в государственный реестр ломбардов в порядке и сроки, установленные нормативным актом Банка России, а также уведомляет заявителя о принятом в отношении него решении о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов в порядке и сроки, установленные нормативным актом Банка России.

8. Ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Полное фирменное наименование и (при наличии) сокращенное фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

9. Ломбард не вправе использовать полное и (или) сокращенное наименование, в том числе полное и (или) сокращенное фирменное наименование, совпадающее или сходное до степени смешения с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе с полным и (или) сокращенным фирменным наименованием ломбарда, сведения о котором были внесены в единый государственный реестр юридических лиц ранее государственной регистрации соответствующего ломбарда. При этом для целей настоящего Федерального закона сходными до степени смешения признаются наименования, совпадающие во всех буквенных символах без учета их регистра и небуквенных символов.

10. Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, сведения о которых внесены в государственный реестр ломбардов, и юридических лиц, намеревающихся приобрести статус ломбарда, не может использовать в своем фирменном наименовании слово «ломбард» или слова и словосочетания, производные от слова «ломбард». Юридическое лицо, намеревающееся приобрести статус ломбарда, вправе использовать в своем фирменном наименовании слово «ломбард» в течение девяноста календарных дней со дня государственной регистрации в качестве юридического лица либо со дня государственной регистрации изменений, связанных с наименованием юридического лица. В случае утраты юридическим лицом статуса ломбарда данное юридическое лицо обязано исключить из своего фирменного наименования слово «ломбард» в течение тридцати рабочих дней со дня исключения сведений о нем из государственного реестра ломбардов.

11. Юридическое лицо, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов, обязано информировать Банк России об изменениях адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в течение десяти рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений, а также об изменениях, внесенных в его учредительные документы, в течение десяти рабочих дней со дня государственной регистрации этих изменений в установленном порядке.

Статья 27. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов

1. Во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов отказывается по следующим основаниям:

1) несоответствие документов, представленных в Банк России для внесения сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов, требованиям настоящего Федерального закона и нормативных актов Банка России;

2) представление неполного комплекта предусмотренных настоящим Федеральным законом документов, необходимых для внесения сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов, либо документов, содержащих недостоверную информацию;

3) исключение сведений о данном юридическом лице из государственного реестра ломбардов по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 28 настоящего Федерального закона, в течение года, предшествующего дате подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов;

4) несоответствие органов управления юридического лица, а также лиц, имеющих право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) юридического лица, распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал юридического лица, требованиям настоящего Федерального закона;

5) наличие в государственном реестре ломбардов полного и (или) сокращенного наименования ломбарда, совпадающего или сходного до степени смешения с полным и (или) сокращенным наименованием юридического лица, подавшего заявление о внесении сведений о данном юридическом лице в указанный реестр.

2. Решение об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов должно содержать мотивированное обоснование этого отказа с указанием всех оснований для данного отказа. Банк России уведомляет заявителя о принятом в отношении него решении об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов в порядке и сроки, установленные нормативным актом Банка России.

3. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов, а также непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

4. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов не является препятствием для повторной подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов. Повторная подача такого заявления и принятие по нему решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 28. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра ломбардов

1. В случае ликвидации ломбарда как юридического лица Банк России исключает сведения о данном юридическом лице из государственного реестра ломбардов.

2. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра ломбардов может осуществляться Банком России на основании решения Банка России в случае:

1) неоднократного в течение года нарушения ломбардом настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ
‎«О потребительском кредите (займе)», нормативных актов Банка России;

2) неоднократного в течение года нарушения ломбардом требований, предусмотренных статьей 6, статьей 7 (за исключением пункта 3) и статьей 73 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3) неоднократного в течение года неисполнения ломбардом предписаний об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок;

4) если ломбард в течение года не заключил ни одного договора займа под залог движимых вещей.

3. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра ломбардов осуществляется Банком России также в случае подачи соответствующего заявления ломбарда в порядке, установленном нормативным актом Банка России. В случае поступления в Банк России заявления ломбарда об исключении сведений о нем из государственного реестра ломбардов, Банк России принимает решение об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра ломбардов в течение сорока пяти календарных дней со дня получения соответствующего заявления ломбарда.

4. Банк России отказывает в исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра ломбардов в соответствии с частью 3 настоящей статьи в случае наличия оснований для исключения сведений об этом юридическом лице из государственного реестра ломбардов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

5. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра ломбардов по иным основаниям, за исключением оснований, указанных в частях
‎1-3 настоящей статьи, не допускается.

6. Информация об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра ломбардов размещается этим юридическим лицом в местах обслуживания клиентов, а также на официальном сайте юридического лица (при наличии), исключенного из государственного реестра ломбардов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

7. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра ломбардов может быть обжаловано в судебном порядке.

8. Юридическое лицо считается исключенным из государственного реестра ломбардов со дня принятия Банком России решения об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра ломбардов, либо со дня ликвидации ломбарда как юридического лица.

9. В случае исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра ломбардов по основаниям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи, все ранее заключенные таким юридическим лицом договоры сохраняют силу.»;

5) в статье 7:

а) часть 3 дополнить предложением следующего содержания: «Сумма предоставленного ломбардом займа не может превышать сумму оценки заложенной вещи.»;

б) в части 4 слова «утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» заменить словами «устанавливается нормативным актом Банка России»;

в) часть 9 после слов «гражданскому законодательству» дополнить словами
‎«, в том числе законодательству о потребительском кредите (займе),»;

6) в части 2 статьи 8 слова «иные требования» заменить словами «требования по оплате неустойки (штрафа, пени), процентов, за исключением процентов за пользование займом, указанных в пункте 2 части 1 настоящей статьи, а также требования»;

7) в части 2 статьи 13:

слова «публичные торги» в соответствующем падеже заменить словами «открытые торги» в соответствующем падеже;

слова «тридцать тысяч рублей» заменить словами «триста тысяч рублей».

...

Статья 7

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования.

2. В течение девяноста календарных дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие микрофинансовые организации, выдают микрофинансовым организациям, являющимся их членами на момент вступления в силу настоящего Федерального закона, свидетельство, подтверждающее членство в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, предусмотренное частью 21 статьи 72 Федерального закона от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ ‎«О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (в редакции настоящего Федерального закона).

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, выданные Банком России (далее – свидетельства), признаются недействительными.

В течение тридцати календарных дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона микрофинансовые организации обязаны направить свидетельства в Банк России.

4. Учредительные и внутренние документы кредитных потребительских кооперативов должны быть приведены в соответствие с нормами Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Учредительные документы кредитных потребительских кооперативов до приведения их в соответствие с нормами Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

5. Учредительные документы, а также наименования сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов подлежат приведению в соответствие с нормами Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. Учредительные документы сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов до приведения их в соответствие с нормами Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

6. Государственный реестр ломбардов, сформированный и ведущийся Банком России до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается утратившим силу со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

7. Юридические лица, осуществляющие деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 19 июля 2007 года № 196-ФЗ «О ломбардах»
‎(в редакции, действовавшей до вступления в силу настоящего Федерального закона) вправе продолжать осуществление указанной деятельности в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

8. В течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона юридические лица, указанные в части 7 настоящей статьи, вправе представить в Банк России документы и сведения для внесения сведений о них в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 19 июля 2007 года № 196-ФЗ «О ломбардах» (в редакции настоящего Федерального закона) и нормативным актом Банка России.

9. По истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона юридические лица, указанные в части 7 настоящей статьи, сведения о которых не внесены в государственный реестр ломбардов, обязаны прекратить осуществление деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 19 июля 2007 года № 196-ФЗ «О ломбардах», и исключить из своего наименования слово «ломбард».

Юридические лица, указанные в части 7 настоящей статьи, и представившие в Банк России документы и сведения для внесения сведений о них в государственный реестр ломбардов в соответствии с частью 8 настоящей статьи, вправе продолжить осуществление своей деятельности до принятия Банком России решения о внесении или об отказе во внесении сведений о них в государственный реестр ломбардов.

10. Сельскохозяйственные страховые кооперативы обязаны осуществить ликвидацию или реорганизацию в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент

Российской Федерации

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

 

В целях однозначной идентификации поднадзорных Банку России субъектов и доведения информации до потребителей финансовых услуг предлагается закрепить требования к полному и сокращённому наименованиям сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (далее – СКПК). По аналогии с иными финансовыми организациями также предлагается ввести запрет на использование наименования «СКПК» юридическими лицами, не имеющими статус СКПК. Одновременно законопроект определяет СКПК как институт финансовой взаимопомощи своих членов и ассоциированных членов.

Законопроектом предусмотрено наделение сельскохозяйственных кооперативов, не являющихся кредитными, правом выдавать и привлекать займы не более 50 раз в течение года. Данная норма позволит указанным кооперативам, для которых осуществление заёмных операций не является основным видом деятельности, избежать необходимости исполнения требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к СКПК.

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Закон № 193-ФЗ) порядок образования и деятельности страховых кооперативов, права и обязанности их членов определяются указанным законом и законами, регулирующими порядок создания и деятельности страховых кооперативов. Вместе с тем, ни Закон № 193-ФЗ, ни какие-либо другие федеральные законы (ввиду их отсутствия в настоящее время) не регулируют деятельность страховых кооперативов.

В соответствии со статьей 938 Гражданского кодекса Российской Федерации договоры страхования в качестве страховщиков могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1).

Согласно пункту 2 статьи 4.1 Закона № 4015-1 субъектами страхового дела являются страховые организации, общества взаимного страхования и страховые брокеры. Сельскохозяйственные кооперативы субъектами страховой деятельности не являются.

В связи с вышеизложенным, законопроектом закрепляется обязанность для страховых кооперативов осуществить ликвидацию или реорганизацию в течение шести месяцев со дня вступления в силу законопроекта.

Для защиты прав граждан – членов кредитных потребительских кооперативов (далее – КПК) и ограничения злоупотреблений недобросовестных лиц, использующих организационно-правовую форму КПК, законопроект предусматривает закрепление требования о деятельности КПК исключительно на основании принципа общности. При этом на основании изучения опыта зарубежных стран (Ирландия, США, Канада и др.) принцип общности КПК предполагается определить как  критерий объединения членов кредитного кооператива (пайщиков) в связанный круг лиц по признаку, определенному  базовым стандартом саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы.

Для пресечения организации деятельности финансовых пирамид под видом КПК законопроектом также вводится требование о проверке на предмет соблюдения принципа общности со стороны саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих КПК, и требование о необходимости уведомления Банка России об открытии обособленных подразделений КПК.

С учетом существующей практики проверок КПК регламентируются процедурные вопросы, связанные с проведением общего собрания, в том числе в форме собрания уполномоченных, при создании КПК и деятельности КПК. Кроме того, детализируются права физических лиц – членов КПК в ходе проведения общего собрания членов КПК, полномочия правления и единоличного исполнительного органа КПК, а также закрепляется персональная ответственность единоличного исполнительного органа за ведение реестра членов КПК.

С учетом анализа существующей правоприменительной и судебной практики в целях защиты интересов физических лиц-членов КПК, обеспечения возможности проверки соблюдения требований Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» со стороны саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, а также для пресечения деятельности финансовых пирамид под видом КПК:

исключается возможность реорганизации кредитного кооператива путем преобразования[1];

вводится обязанность для КПК с числом членов более 3 000 лиц раскрывать информацию о своей деятельности в сети Интернет.

Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон № 151-ФЗ) следующие изменения.

Законом № 151-ФЗ установлено, что юридическое лицо, создаваемое для осуществления микрофинансовой деятельности и приобретения статуса микрофинансовой организации, вправе использовать в своем наименовании словосочетание «микрофинансовая компания» или «микрокредитная компания» в течение девяноста календарных дней со дня государственной регистрации в качестве юридического лица.

В связи с этим на практике возникают случаи, когда налоговые органы отказывают в регистрации наименования с использованием вышеуказанных словосочетаний тем юридическим лицам, которые были созданы ранее, но впоследствии приняли решение о получении статуса микрофинансовой организации, ссылаясь на норму Закона № 151-ФЗ, в соответствии с которой  использовать в своем наименовании словосочетание «микрофинансовая компания» или «микрокредитная компания» вправе только юридические лица, создаваемые для осуществления микрофинансовой деятельности и приобретения статуса микрофинансовой организации.

Учитывая изложенное, в целях устранения препятствий для юридических лиц, намеревающихся приобрести статус микрофинансовой организации, а также микрофинансовых организаций, сведения о которых уже содержатся в реестре,  по приведению их наименования в соответствие с требованиями Закона № 151-ФЗ предлагается наделить юридические лица, намеревающееся приобрести статус микрофинансовой организации, правом использовать в своем наименовании словосочетание «микрофинансовая компания» или «микрокредитная компания» в течение девяноста календарных дней со дня государственной регистрации в качестве юридического лица либо со дня государственной регистрации изменений, связанных с наименованием юридического лица.

Предлагается исключить из Закона № 151-ФЗ нормы, связанные с выдачей Банком России свидетельств, наделив его наряду с этим полномочиями по установлению формы свидетельства, подтверждающего членство в саморегулируемой организации, порядка и срока его выдачи саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка.

Законопроектом предлагается регламентировать процедуру допуска ломбардов на финансовый рынок, а именно установить, что юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения Банком России сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

Кроме того, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон № 196-ФЗ) договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон № 353-ФЗ) индивидуальные условия договора потребительского займа содержат полную стоимость потребительского займа и отражаются в виде таблицы, форма которой установлена Указанием Банка России от 23.04.2014 № 3240-У «О табличной форме индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)» (далее – Указание № 3240-У).

Следовательно, ломбардам при предоставлении потребительских займов необходимо оформлять залоговый билет по форме, установленной приказом Минфина России от 14.01.2008 № 3н «Об утверждении форм бланков строгой отчетности», и одновременно заключать договор согласно требованиям Закона № 353-ФЗ и Указания № 3240-У.

В этой связи законопроектом вносится изменение в Закон № 196-ФЗ, наделяющее Банк России правом утверждать форму залогового билета. Принятие законопроекта позволит Банку России утвердить форму залогового билета с учетом требований Закона № 353-ФЗ, включающую в себя таблицу, отражающую полную стоимость потребительского займа, что в свою очередь позволит ломбардам избежать необходимости оформления двух указанных выше документов.

Также законопроектом расширяются полномочия ломбарда в части возможности сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества и осуществления деятельности банковского платёжного агента.

В связи с необходимостью разработки и принятия нормативных актов Банка России, предусмотренных законопроектом, предусмотрена отсрочка вступления в силу закона на сто восемьдесят дней со дня его официального опубликования.

Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

 



[1] В настоящее время участились случаи реорганизации путем преобразования КПК с признаками финансовой пирамиды (в том числе крупными, с числом членов более 20 тысяч) при поступлении предварительного уведомления о проведении проверки.

Использована информация Пресс-службы Банка России

Один дает щедро, а все богатеет;
другой бережлив непомерно, а впадает в нужду.
25 Щедрая душа будет насыщена;
утоливший жажду другого и сам не будет жаждать.

Притчи 11 глава– новый русский перевод – Библия: https://bible.by/nrt/20/11/