Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Письмо Банка России от 13.11.2013 N 223-Т
"Об оценке правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ некредитных финансовых организаций"

 Определены критерии, в соответствии с которыми будет осуществляться оценка правил внутреннего контроля некредитных финансовых организаций

 Установлено, что территориальными подразделениями Службы Банка России по финансовым рынкам будет осуществляться оценка правил внутреннего контроля (далее - ПВК), разработанных некредитными финансовыми организациями (далее - НФО).

 При оценке ПВК особое внимание будет уделено их соответствию требованиям Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 года N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

 

Оценка правил внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в рамках дистанционного надзора на систематической основе будет осуществляться территориальными учреждениями Банка России в соответствии с данным документом начиная с 1 марта 2014 года (пункт 2 данного документа).
См. справку

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМОот 13 ноября 2013 г. N 223-ТОБ ОЦЕНКЕПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПОД/ФТ НЕКРЕДИТНЫХФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" с 1 сентября 2013 года Банку России переданы функции по регулированию, контролю и надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций, в том числе в части контроля за соблюдением некредитными финансовыми организациями требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
Учитывая изложенное, прошу организовать работу по оценке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПВК)
профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся кредитными организациями;
страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, обществ взаимного страхования;
организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
микрофинансовых организаций;
негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию,
являющихся субъектами исполнения Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) (далее - НФО), находящихся на территории, подведомственной соответствующему территориальному подразделению Службы Банка России по финансовым рынкам (далее - территориальное подразделение СФР) и территориальному учреждению Банка России, с учетом следующего.
1. Территориальным подразделениям СФР до 31 января 2014 года провести оценку ПВК, разработанных НФО, выездные проверки деятельности которых запланированы в IV квартале 2013 года, за исключением НФО, проверенных в рамках исполнения письма Службы Банка России по финансовым рынкам от 14 октября 2013 года N 50-13-ВЧ-04/4405. В отношении таких НФО в рамках проведения выездных проверок следует проанализировать порядок выполнения ПВК в части выявления необычных операций (сделок).
При оценке ПВК необходимо проверить их на соответствие требованиям:
- Федерального закона N 115-ФЗ, в том числе подпунктам 1, 1.1, 2, 3, 6 и 7 пункта 1, пунктам 2 и 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ <1>;
--------------------------------
<1> В редакции Федерального закона от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ).
- постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 667), акцентировав особое внимание на оценке следующих программ:
определяющей организационные основы осуществления внутреннего контроля;
идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей;
оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - программа оценки риска);
выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - программа выявления операций);
документального фиксирования информации;
хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
При этом следует уделить повышенное внимание вопросу наличия в ПВК описаний конкретных предпринимаемых НФО действий, включая действия по оценке риска клиента, исходя из признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - операции повышенного уровня риска), акцентировав внимание на следующих вопросах:
адекватность перечня признаков операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, приведенных в программе выявления операций и программе оценки риска, характеру клиентской базы НФО и операциям (сделкам), фактически осуществляемым данной НФО (ее клиентами) (с акцентом на операции (сделки) повышенного уровня риска);
порядок выявления операций (сделок), соответствующих признакам, указывающим на необычный характер операции (сделки), включая проведение анализа иных операций (сделок) клиента и имеющейся в распоряжении НФО информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе в целях подтверждения обоснованности или опровержения возникших подозрений в осуществлении операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе: перечень документов (информации), запрашиваемых у клиента; сроки представления данных документов (информации) в НФО; процедура проверки и анализ полученных документов (информации); перечень лиц, ответственных за направление запросов и проведение указанного анализа; меры, принимаемые в отношении клиентов, не представляющих документы (содержащие необходимые объяснения и (или) дополнительные сведения по операции) по запросам НФО, а также перечень лиц, ответственных за принятие решений о применении таких мер;
порядок и случаи принятия НФО дополнительных мер по изучению выявленной необычной операции (сделки), в том числе получение от клиента объяснений и (или) дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл такой операции (сделки), а также обеспечение повышенного внимания ко всем операциям (сделкам) этого клиента;
порядок, основания и сроки принятия руководителем НФО либо уполномоченным им должностным лицом решения о признании (непризнании) выявленной операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю или необычной операции (сделки) подозрительной, о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента, порядок фиксирования принятого решения и хранения внутреннего сообщения, содержащего запись (отметку) о таком решении и его мотивированное обоснование;
порядок фиксирования и хранения указанных документов (информации), включая сроки хранения.
Рекомендуется оценить, насколько указанные в настоящем пункте действия могут быть реализованы НФО на практике в отношении клиентов, осуществляющих операции (сделки) повышенного уровня риска.
В случае если НФО были внесены изменения в ПВК в связи со вступлением в силу Федерального закона N 134-ФЗ (или приняты ПВК в новой редакции), при оценке ПВК необходимо уделить особое внимание вопросам учета в них следующих положений Федерального закона N 134-ФЗ, устанавливающих:
обязанность идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя до приема на обслуживание;
обязанность получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с НФО при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц;
обязанность принимать на регулярной основе обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения, деловой репутации клиентов;
обязанность принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев;
обязанность обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений;
обязанность применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень;
обязанность не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган;
право отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, если по операции не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации ПВК у работников НФО возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
2. Территориальным учреждениям Банка России начиная с 1 марта 2014 года в рамках дистанционного надзора на систематической основе осуществлять оценку ПВК НФО, руководствуясь настоящим письмом.
При этом под "систематической основой" в целях исполнения настоящего письма понимается ежеквартальное определение территориальным учреждением Банка России перечня НФО исходя из количества НФО, поднадзорных соответствующему территориальному учреждению Банка России, а также необходимости включения в этот перечень всех видов НФО (при их наличии).
3. При выявлении фактов несоответствия ПВК НФО требованиям Федерального закона N 115-ФЗ, Постановления N 667 территориальным подразделениям СФР и территориальным учреждениям Банка России рассматривать вопрос о применении мер к НФО в соответствии с действующим законодательством.
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА

   
Оценка правил внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в рамках дистанционного надзора на систематической основе будет осуществляться территориальными учреждениями Банка России в соответствии с данным документом начиная с 1 марта 2014 года (пункт 2 данного документа).
См. справку

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМОот 13 ноября 2013 г. N 223-ТОБ ОЦЕНКЕПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПОД/ФТ НЕКРЕДИТНЫХФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" с 1 сентября 2013 года Банку России переданы функции по регулированию, контролю и надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций, в том числе в части контроля за соблюдением некредитными финансовыми организациями требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
Учитывая изложенное, прошу организовать работу по оценке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПВК)
профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся кредитными организациями;
страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, обществ взаимного страхования;
организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
микрофинансовых организаций;
негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию,
являющихся субъектами исполнения Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) (далее - НФО), находящихся на территории, подведомственной соответствующему территориальному подразделению Службы Банка России по финансовым рынкам (далее - территориальное подразделение СФР) и территориальному учреждению Банка России, с учетом следующего.
1. Территориальным подразделениям СФР до 31 января 2014 года провести оценку ПВК, разработанных НФО, выездные проверки деятельности которых запланированы в IV квартале 2013 года, за исключением НФО, проверенных в рамках исполнения письма Службы Банка России по финансовым рынкам от 14 октября 2013 года N 50-13-ВЧ-04/4405. В отношении таких НФО в рамках проведения выездных проверок следует проанализировать порядок выполнения ПВК в части выявления необычных операций (сделок).
При оценке ПВК необходимо проверить их на соответствие требованиям:
- Федерального закона N 115-ФЗ, в том числе подпунктам 1, 1.1, 2, 3, 6 и 7 пункта 1, пунктам 2 и 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ <1>;
--------------------------------
<1> В редакции Федерального закона от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ).
- постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 667), акцентировав особое внимание на оценке следующих программ:
определяющей организационные основы осуществления внутреннего контроля;
идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей;
оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - программа оценки риска);
выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - программа выявления операций);
документального фиксирования информации;
хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
При этом следует уделить повышенное внимание вопросу наличия в ПВК описаний конкретных предпринимаемых НФО действий, включая действия по оценке риска клиента, исходя из признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - операции повышенного уровня риска), акцентировав внимание на следующих вопросах:
адекватность перечня признаков операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, приведенных в программе выявления операций и программе оценки риска, характеру клиентской базы НФО и операциям (сделкам), фактически осуществляемым данной НФО (ее клиентами) (с акцентом на операции (сделки) повышенного уровня риска);
порядок выявления операций (сделок), соответствующих признакам, указывающим на необычный характер операции (сделки), включая проведение анализа иных операций (сделок) клиента и имеющейся в распоряжении НФО информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе в целях подтверждения обоснованности или опровержения возникших подозрений в осуществлении операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе: перечень документов (информации), запрашиваемых у клиента; сроки представления данных документов (информации) в НФО; процедура проверки и анализ полученных документов (информации); перечень лиц, ответственных за направление запросов и проведение указанного анализа; меры, принимаемые в отношении клиентов, не представляющих документы (содержащие необходимые объяснения и (или) дополнительные сведения по операции) по запросам НФО, а также перечень лиц, ответственных за принятие решений о применении таких мер;
порядок и случаи принятия НФО дополнительных мер по изучению выявленной необычной операции (сделки), в том числе получение от клиента объяснений и (или) дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл такой операции (сделки), а также обеспечение повышенного внимания ко всем операциям (сделкам) этого клиента;
порядок, основания и сроки принятия руководителем НФО либо уполномоченным им должностным лицом решения о признании (непризнании) выявленной операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю или необычной операции (сделки) подозрительной, о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента, порядок фиксирования принятого решения и хранения внутреннего сообщения, содержащего запись (отметку) о таком решении и его мотивированное обоснование;
порядок фиксирования и хранения указанных документов (информации), включая сроки хранения.
Рекомендуется оценить, насколько указанные в настоящем пункте действия могут быть реализованы НФО на практике в отношении клиентов, осуществляющих операции (сделки) повышенного уровня риска.
В случае если НФО были внесены изменения в ПВК в связи со вступлением в силу Федерального закона N 134-ФЗ (или приняты ПВК в новой редакции), при оценке ПВК необходимо уделить особое внимание вопросам учета в них следующих положений Федерального закона N 134-ФЗ, устанавливающих:
обязанность идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя до приема на обслуживание;
обязанность получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с НФО при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц;
обязанность принимать на регулярной основе обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения, деловой репутации клиентов;
обязанность принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев;
обязанность обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений;
обязанность применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень;
обязанность не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган;
право отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, если по операции не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации ПВК у работников НФО возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
2. Территориальным учреждениям Банка России начиная с 1 марта 2014 года в рамках дистанционного надзора на систематической основе осуществлять оценку ПВК НФО, руководствуясь настоящим письмом.
При этом под "систематической основой" в целях исполнения настоящего письма понимается ежеквартальное определение территориальным учреждением Банка России перечня НФО исходя из количества НФО, поднадзорных соответствующему территориальному учреждению Банка России, а также необходимости включения в этот перечень всех видов НФО (при их наличии).
3. При выявлении фактов несоответствия ПВК НФО требованиям Федерального закона N 115-ФЗ, Постановления N 667 территориальным подразделениям СФР и территориальным учреждениям Банка России рассматривать вопрос о применении мер к НФО в соответствии с действующим законодательством.
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА


http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154640/#utm_campaign=fd&utm_source=consultant&utm_medium=email&utm_content=body
© КонсультантПлюс, 1992-2013

Использована информация Пресс-службы Банка России