Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Какой порядок, форма и срок уведомления ЦБ РФ о ликвидации юридического лица с целью его исключения из государственного реестра ломбардов? Должно ли уведомление направляться непосредственно в ЦБ РФ или в его территориальный орган?

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» Банк России ведет государственный реестр ломбардов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (Федеральная налоговая служба).

Государственный реестр ломбардов размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в рубрике «Микрофинансирование» подраздела «Надзор за участниками финансовых рынков» раздела «Финансовые рынки».

Обязанность направления ломбардом в Банк России уведомления о ликвидации и соответственно порядок, формы и сроки направления указанного уведомления законодательством Российской Федерации не предусмотрены. Информация о ликвидации ломбарда поступает в Банк России от Федеральной налоговой службы.

 

Должен ли ломбард размещать в сети «Интернет» информацию об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа)?

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закона № 353-ФЗ) кредитором в местах оказания услуг (местах приема заявлений о предоставлении потребительского кредита (займа), в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») должна размещаться информация об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа).

Следовательно, если в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ломбардом принимаются заявления о предоставлении потребительского займа, то ломбардом там же должна размещаться информация, указанная в части 4 статьи 5 Закона № 353-ФЗ.

Если ломбард не принимает заявления о предоставлении потребительского займа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то не возникает обязанность размещения там же информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа.

 

На какой срок перенесен переход ломбардов на ЕПС и ОСБУ?

Указанием Банка России от 12.11.2018 № 4966-У «О применении отдельных нормативных актов Банка России по вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности» предусмотрено применение ломбардами нормативных актов Банка России, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности в некредитных финансовых организациях, с 1 января 2022 года.

 

Есть ли обязанность в составлении графика платежей к договору займа в случае, если заём выдается на срок до 30 дней? Является ли это нарушением Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»?
В соответствии с частью 15 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» при заключении договора потребительского займа кредитор обязан предоставить заемщику информацию о суммах и датах платежей заемщика по договору потребительского займа или порядке их определения с указанием отдельно сумм, направляемых на погашение основного долга по потребительскому займу, и сумм, направляемых на погашение процентов, а также общей суммы выплат заемщика в течение срока действия договора потребительского займа, определенной исходя из условий договора потребительского займа, действующих на дату заключения договора потребительского займа (далее – график платежей по договору потребительского займа). Данное требование не распространяется на случай предоставления потребительского займа с лимитом кредитования. График платежей по договору потребительского займа составляется независимо от срока выдаваемого займа. Таким образом, несоставление ломбардом графика платежей при заключении договора потребительского займа является нарушением части 15 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

 

Может ли ломбард заключить с заемщиком дополнительное соглашение к уже заключенному договору займа по изменению срока договора займа, по условиям которого общий срок пользования займом превысит один год?

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

Таким образом, срок договора займа, заключаемого в ломбарде, законодательно ограничен и не может превышать один год.

Изменение срока возврата займа не затрагивает первоначальную дату заключения договора займа, в связи с чем, общий срок (с учетом дополнительных соглашений) не должен превышать установленное ограничение.

Включается ли льготный месячный срок по договору займа в ломбарде в расчет полной стоимости потребительского займа (ПСК)?

Порядок расчета ПСК определен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон № 353-ФЗ). Для целей расчета ПСК необходимо, в частности, определить число базовых периодов. Базовым периодом по договору потребительского займа признается стандартный временной интервал, который встречается с наибольшей частотой в графике платежей по договору потребительского займа (иные способы определения базового периода установлены частью 2.2 статьи 6 Закона № 353-ФЗ). График платежей по договору потребительского займа включает сроки и суммы платежей заемщика в течение срока возврата потребительского займа.

Исходя из того, что льготный месячный срок начинает течь со дня, следующего за днем возврата потребительского займа, данный месяц не включается в расчет ПСК.

 

Вправе ли ломбард привлекать денежные средства физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками)?
Нет, ломбард не вправе привлекать денежные средства физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками). В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Деятельность по привлечению ломбардом денежных средств физических лиц, не являющихся его учредителями (участниками), может расцениваться как незаконная банковская деятельность, если будет направлена на систематическое привлечение денежных средств и последующее их размещение в виде краткосрочных займов в целях получения прибыли.

 

Обязательно ли все займы, выдаваемые ломбардом, являются потребительскими займами?
Все займы гражданам, выдаваемые ломбардами, являются потребительскими, за исключением займов индивидуальным предпринимателям. При этом, согласно законам «О потребительском кредите (займе)» и «О ломбардах», все потребительские займы должны оформляться одновременно договором потребительского займа и залоговым билетом. Потребительские займы ломбарда должны быть отражены в разделе 3 отчета о деятельности ломбарда, форма которого установлена в приложении 1 к Указанию Банка России от 05.08.2014 № 3355-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда».

 

В соответствии с частью 1.1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)». Означает ли это, что ломбард вправе предоставлять потребительские займы без залога принадлежащих заемщику вещей и ограничений, установленных Федеральным законом «О ломбардах»?
При выдаче займа физическому лицу целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, ломбард обязан соблюдать требования Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». В тоже время, ломбард осуществляет свою деятельность по выдаче потребительских займов с учетом ограничений, установленных Федеральным законом «О ломбардах» в части, не противоречащей Федеральному закону «О потребительском кредите (займе)».

 

Вправе ли ломбард обладать статусом микрофинансовой организации и заниматься микрофинансовой деятельностью в соответствии в соответствии с требованиями Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»? Нет, ломбард не вправе обладать статусом микрофинансовой организации и заниматься микрофинансовой деятельностью в соответствии в соответствии с требованиями Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ломбарды осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с Федеральным законом «О ломбардах» с учетом ограничений, установленных Федеральным законом «О ломбардах».

 

Использована информация Пресс-службы Банка России