Минфин РФ заставит микрофинансовые организации называться по-разному Минфин РФ предлагает запретить микрофинансовым организациям (МФО) иметь одинаковые названия, соответствующие нормы содержатся в законопроекте, опубликованном на сайте министерства.
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части усиления контроля в сфере микрофинансовой деятельности и кредитной кооперации) (далее – законопроект) направлен на совершенствование механизма защиты прав потребителей услуг микрофинансовых организаций и повышение эффективности государственного контроля в сфере кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности.
Законопроектом предлагается расширение обязанностей микрофинансовой организации по информированию заемщиков, во-первых о том, что организация включена в государственный реестр микрофинансовых организаций и по его требованию предоставить копию подтверждающего документа, а во-вторых о полной стоимости микрозайма, указав ее на первой странице договора, порядок расчета которой будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее – уполномоченный орган),
Кроме того, в виду наличия в государственном реестре микрофинансовых организаций большого количества организаций с одинаковым названием то в целях дополнительной защиты потребителей микрофинансовых организаций от возможного введения их в заблуждение организациями конкурентами использующих идентичное наименование предлагается ввести запрет на использование одинаковых названий, а микрофинансовым организациям чьи названия идентичны дать один год на изменение своих наименований.
Также законопроект предусматривает уточнение ограничения для микрофинансовых организаций на прием от не учредителей микрофинансовой организации займов в размере менее полутора миллионов рублей в целях не допущения обхода данного ограничения с помощью различных манипуляций с договором микрозайма.
Законопроект предусматривает введение ограничения на размещение рекламы, связанной с предоставлением займа от нефинансовых организаций, ввиду того, что правоотношения таких организаций и их заемщиков не защищены нормами специального законодательства. В частности, организации, не регулируемые специальными законами, не обязаны предоставлять информацию о полной стоимости займа, об условиях договора займа, о возможности и порядке изменения его условий по инициативе организации и заемщика, о перечне и размере всех платежей, связанных с получением, обслуживанием и возвратом займа, а также с нарушением условий договора займа. Данные неконкурентные преимущества организаций, не регулируемых специальным законодательством, приводят к случаям введения заемщиков в заблуждение и невозможности оценить, насколько предлагаемые услуги сопоставимы с аналогичными на рынке финансовых услуг.
Так же законопроект предусматривает распространение на рекламу займов требований по раскрытию всех условий, определяющих стоимость займа, если такая реклама содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость. Данная поправка предусматривает введение требований по рекламе займов в соответствии с аналогичными требованиями, действующими для рекламы кредитов, и направлена на то, чтобы требования по рекламе аналогичных услуг были одинаковыми, убирая неконкурентные преимущества в отношении рекламы займов.
При этом законопроектом предусматривается распространение ответственности за нарушение данных требований по рекламе как в отношении рекламодателя, так и в отношении рекламораспространителя.
В целях формирования единых подходов по предоставлению информации в бюро кредитных историй законопроектом предусматривается введение обязанности для микрофинансовых организаций предоставлять информацию, необходимую для формирования кредитных историй, об операциях юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц с их согласия хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», при этом микрофинансовым организациям предоставляется полугодовой период для того, чтобы они успели выбрать удовлетворяющее их требованиям бюро кредитных историй и заключить с ними договора о предоставлении информации.
Усиление контроля в сфере микрофинансовой деятельности предусматривает:
- предоставление уполномоченному органу право на исключение микрофинансовой организации из государственного реестра микрофинансовых организаций за неоднократное нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- введение обязанности для микрофинансовых организаций по ежеквартальному представлению в уполномоченный орган бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке и сроки, установленные уполномоченным органом;
- введение обязанности для организаций, исключенных из государственного реестра микрофинансовых организаций, по направлению в уполномоченный орган свидетельства о внесении его в государственный реестр микрофинансовых организаций.
Также законопроектом предлагается детализировать виды административных правонарушений в сфере микрофинансой деятельности, а также усилить административную ответственность за нарушение законодательства в сфере микрофинансовой деятельности, поскольку действующие административные наказания несоизмеримы с последствиями, которые могут возникнуть в связи с неисполнением требований законодательства в сфере микрофинансовой деятельности, по таким видам административных правонарушений как: неопубликование или непредставление правил предоставления микрозаймов; нарушение экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов; осуществление микрофинансовой организацией деятельности, запрещенной законодательством о микрофинансовой деятельности.
Кроме того, предполагается введение административной ответственности за использование юридическим лицом, не включенным в государственный реестр микрофинансовых организаций, в своем наименовании словосочетания «микрофинансовая организация», поскольку действующая редакция Кодекса Российской Федерации об административных не предусматривает данной ответственности.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Закон № 190-ФЗ) кредитный потребительский кооператив обязан соблюдать финансовые нормативы, установленные частью 4 статьи 6 Закона № 190-ФЗ, а также дополнительные финансовые нормативы, устанавливаемые уполномоченным органом, кроме того имеет ряд ограничений и обязанностей, ответственность за нарушение которых в настоящее Кодексом Российской Федерации об административных не предусмотрена.
В связи с чем, законопроектом предлагается установить административную ответственность за несоблюдение кредитным потребительским кооперативом финансовых нормативов, нарушение сроков расчетов со своими членами (пайщиками), размещение, порядка размещения денежных средств и иных требований законодательства в сфере кредитной кооперации. При этом, учитывая некоммерческий характер деятельности кредитных потребительских кооперативов, и то, что текущую деятельность кредитного потребительского кооператива осуществляет единоличный исполнительный орган, которым является председатель правления кредитного потребительского кооператива или директор (исполнительный директор) в случаях, предусмотренных уставом кредитного потребительского кооператива, предлагается применять меры административного воздействия только в отношении должностных лиц кредитного потребительского кооператива, поскольку наложение административного штрафа на кредитный потребительский кооператив как юридическое лицо повлечет ухудшение материального положения всех членов кредитного потребительского кооператива, на защиту интересов которых как раз и направлено установление финансовых нормативов и иных требований законодательства в сфере кредитной кооперации.
При этом законопроект предусматривает введение дифференцированного подхода при применении административного наказания, предусматривающего административные наказания виде предупреждения, административного штрафа и дисквалификации. Размер диапазона административных штрафов предоставит возможность должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, индивидуализировать административное наказание в каждом конкретном случае и назначать административное наказание в пределах санкции в зависимости от конкретных обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину правонарушителя, учитывая характер совершенного правонарушения и степень вины правонарушителя.
Кроме того, законопроектом предусмотрено, что в случае, если после выявления нарушения законодательства в сфере кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, законопроект предоставляет уполномоченному органу право проводить административное расследование, а также предлагается увеличить сроки давности привлечения кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций к административной ответственности. Указанные дополнения позволят более эффективно реализовывать полномочия уполномоченного органа по контролю и надзору в сфере микрофинансовой деятельности и кредитной кооперации.
Одновременно законопроект предусматривает уточнение наименования статьи 5.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в названии указанной статьи имеется смысловая неточность, касающаяся слова «неисправлению», которая может повлечь за собой некорректное толкование и иметь негативные правовые последствия.
Также законопроект направлен на приведение терминологии Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Закона № 190-ФЗ в соответствие с терминологией Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в отношении термина «бухгалтерская (финансовая) отчетность».
Ввиду принятия Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменился правовой статус бюджетных учреждений и казенных учреждений в связи с чем, законопроектом допускает создание микрофинансовых организаций в форме бюджетного учреждения и запрещается в форме казенного учреждения.
Учитывая, что законопроектом устанавливается административная ответственность в сфере кредитной кооперации, существенно изменяется административная ответственность в сфере микрофинансовой деятельности, а также вводятся новые обязанности для микрофинансовых организаций, предлагается отсрочить вступление закона на шестьдесят дней после дня его официального опубликования.
_________________ Открыть МФОТел. 8-916-333-35-95
|